История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Categories:

Большаков О. Г. История Халифата. Т.II. Эпоха великих завоеваний: 633-656.


Большаков О.Г. История Халифата. Том II. Эпоха великих завоеваний (633-656) М. Главная редакция восточной литературы 1993г. 312с. Твердый переплет, Обычный формат.
Итак, Арабский Халифат, одно из самых ярких и внезапных детищ катаклизмов Раннего Средневековья раскрылся с эффектом розового бутона, бросив свои лепестки во все обозримые стороны Экумены. Да, Мухаммад скончался, умер и его преемник Абу Бакр, но волну уже было не остановить: зелёное знамя подхватили другие люди, решившие захватить весь мир и бросить его к престолу Аллаха, Единственного и Милосердного…
Второй том эпической саги о становлении Арабского мира выводит повествование на широкую историческую арену, превращая её в длинную, полную драматизма легенду, в которой все герои представляются не просто безликими именами на книжных страницах, но живыми людьми.
Они ярко вплетены в историю следующей четверти века, которая отделяет смерть Мухаммада от начала великой смуты. Это весьма сложный период, когда новая цивилизация, несмотря на перманентное расширение, должна была испытать себя на прочность изнутри; когда старая гвардия ансаров была ещё в силах и в жизни, но когда новые поколения властителей, толкователей, кодификаторов выходили в авангард ислама. Время бурных перемен, когда скромные обычаи мелких городов на краю света и пустынных кочевников-бедуинов уходили в прошлое, впитывая в себя новые реалии и традиции якобы покорённых стран.
Но ближе к делу. Главная тема этой части «Истории Халифата» - внешняя война и всё, что пошло её следствием. Арабы вторглись в Египет, вышвырнув византийцев и двинулись вдоль Нила и южного берега Средиземного моря до Туниса, на Востоке они пробирались через пустыни и опасные горные перевалы гибнущеё Персидской державы, на Севере они схлестнулись в страшном поединке с византийскими и армянскими армиями, достигли Кавказа и осадили древний Дербент. Стремительное и страшное движение войск Полумесяца, тем не менее, потрясло не только их внезапных врагов, оно вызвало глубокие перемены и внутри общины Верных.
Когда смотришь на классическую карту Арабского Халифата, всегда охватывает изумление: и как же эта махина в VII-VIII веках функционировала, как халифы могли держать в своих руках нити управления? Как всегда, не так всё просто: основными рычагами управления были налоги и войска, а с учётом таких больших территорий держава неизбежно распадается на ряд анклавов, как это было не раз с большими империями. Начало этого процесса как раз и обрисовывается в книге Большакова. Уже в первые годы после завоевания силы мусульман распылились, в локальных центрах управляли уже не из Мекки, а посредством деятельности назначенных советников. Новая элита сразу связала себя со старой, появились местные интересы и влияния, ancient regimee аккуратно и исподволь вплетался в жизнь мусульман, порождая новое, синтезное общество. Новые правящие круги стали богатеть, отделяясь от общей, по прежнему не слишком зажиточной бедуинской массы, по крайней мере, так описывает этот процесс Большаков.
Всё это не слишком соответствовало представлениям об Умме, которое возникало в условиях нищего Хиджаза, где зажиточность купца на фоне кочевника из-за гор не слишком бросался в глаза. Персидская роскошь новой элиты, мягко говоря, смущала, тем паче, что она противоречила установлениям Пророка о военной добыче. Не стоит говорить даже и о том, что наместники в далёких от Аравии землях автоматически становились весьма независимы, и потихоньку начинали проявлять своевольность в отношении Мекки.
С этими проблемами и столкнулись халифы Умар и Усман, которые, в отличие от Мухаммада, управляли уже не относительно компактной религиозной общиной, а обширными территориями. Ими нужно было управлять, строить мечети и новые города, наладить систему сбора налогов, сохранить контроль над местными самоорганизационными структурами, не порушив их в одночасье. Задачи это были, мягко говоря, непростые, и нельзя сказать, чтобы халифы с ними однозначно справлялись. Их власть была чисто социальной, основанной на отношениях с конкретными людьми, а это всегда накладывает свой отпечаток на политику, выливаясь в сеть межличностных отношений. Так, ряд компромиссов и уступок привёл к гибели халифа Усмана, когда впервые Умма сама же и пролила кровь наместника Пророка.
Такова вторая глава истории Халифата, который постепенно начинает превращаться в империю. Но наиболее трагические страницы повествования ещё впереди: после кровавой расправы над Усманом к власти пришёл двоюродный брат Мухаммада Али ибн Абу Талиб, чьё правление знаменует гражданскую войну, навсегда разорвавшую исламский мир надвое.
Tags: Востоковедение, Ислам, Медиевистика, Неопозитивизм, Политическая история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments