alisterorm

Categories:

Еремеев Д. На стыке Азии и Европы: очерки о Турции и турках.

   <!--  /* Style Definitions */  p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->    

Турция может похвастаться богатым прошлым, но нельзя сказать, чтобы Анатолия была спокойным регионом. Действительно, находясь на стыке нескольких регионов, эта страна постоянно становилась ареной воин и столкновений, плацдармом для самых разных обществ, собирающихся и распадающихся, оставляющих после себя бесчисленные памятники и уходящие в небытие. Горы и долины Малой Азии видели восход империи хеттов и марширующие армии персидских шахов, расцвет греческой учёности и тяжёлую поступь фаланг Македонянина, богатые византийские монастыри и сметающую всё на своём пути армию первоначального Халифата…

Прежде чем турки пришли на эту землю, она уже была старой, и насколько эта страна имеет право называться по их имени «Турцией» - спорный вопрос. Однако эту землю по сию пору населяет этот народ, говорящий на тюркском языке, и внесший большой вклад в мировую историю, выходящий далеко за рамки создания очередной Империи. Воистину, и Европа, и Азия… 

Этнограф Дмитрий Еремеев (р. 1928) долгие годы занимался историей и генезисом турок, анализируя пёструю палитру, из которой сложилась в итоге современная нация (его основная книга «Этногенез турок» (1971) будет разбираться в одной из следующих рецензий). Пока что в центре нашего внимания находится его научно-популярный труд, книга 1980 года «На стыке Азии и Европы», где известный этнограф решил привнести элементы личностного восприятия в предмет своего изучения, рассказать о загадочной стране и людях, которые её населяют, и их быте. Стоит сразу сказать, что стилистически автор остался в эпохе молодости, когда начинал свою профессиональную деятельность – в 1950-х, когда повсеместно был принят на вооружение чудный разоблачающий слог партийных заседаний. Это, конечно, не такой ядрёный вариант, который мы встречаем иногда в статьях и монографиях историков (я года полтора назад как раз разбирал подобный случай в «Истории Ирана» 1977 г.), однако постоянное напоминание о феодальной реакции, эксплуататорской буржуазии и дружбе с Советским Союзом говорит само за себя.

Сразу скажу, что историческая часть книги – самая банальная и скучная. Для совсем начинающего «интересанта» она будет полезна, но излишне кратка и описательна. Автор стремится охватить всю историю Анатолии, начиная от первых известных государств, вплоть до событий 1970-х гг., излагая её ну уж очень кратко. Человек, более или менее знакомый с университетским курсом, вряд ли встретит там что-либо интересное, даже начинающий должен быть абсолютным нулём в истории Ближнего Востока. Несколько интереснее, когда автор начинает объяснять доктрины ислама, но здесь уже они цепляются за повседневную жизнь, и написаны не столько от лица историка, сколько от основной специальности учёного.

Еремеев - этнограф здесь развернулся во всей красе. Мало где в книгах отечественных историков можно встретить яркие описания природы Турции, её деревенек, их бедных жителей, больших городов с их богатыми районами и трущобами. Позицию Еремеева можно свести к фразе в известном фильме, «Стамбул – город контрастов». Понятие контраста и противоречия между архаикой и прогрессом проходит через всё сочинение этнографа, ярко иллюстрировавшего действительно поражающую пестроту турецкой действительности, пусть даже частенько и с перехлёстом. Однако факт остаётся фактом – одновременно с самым разнообразным рельефом и букетом климатов Анатолии мы встречаем дикое разнообразие социальных укладов – скажем, в современной Турции можно сравнить модернизированное городское население Стамбула и кочевых киргизов на востоке. У Еремеева немного другое смещение акцентов – он описывает беспросветную и нищую глубинку сельской Турции, а также трущобы Стамбула, Измира, Бургоса… Мир, где сплетается новое и старое, по мысли автора, реакционное и прогрессивное. 

Очень много внимания автор уделяет семье, и положению женщины в турецком обществе. Почему именно на этом он заостряет внимание, сложно сказать, видимо, с лёгкой руки герра Энгельса вопрос о развитии семьи остаётся одним из показателей прогрессивности общества. Много места уделяется досугу, развлечениям, кухне турок, в общем, тем замечательным, мелким деталям, которые рисуют жизнь неведомых нам людей как живую. Для примера, забавна история турецкой фески, изначально принятой в штыки обществом, но через три поколения ставшая неоспоримым символом нации. 

В общем, забавная книжка для любителей истории повседневности и этнографических экскурсов, написанный не хуже, чем в «Вокруг света». Впрочем, я бы не стал настоятельно рекомендовать её для чтения, эта небольшая книжка осталась, во первых, в своём времени, во вторых, довольно вторична для любителя истории. Впрочем, этнографические экскурсы действительно могут заинтересовать пытливого читателя.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.