alisterorm

Categories:

Лясковская О. Французская готика.

Лясковская О.А. Французская готика XII - XIV веков (Архитектура. Скульптура. Витраж). Серия: Из истории мирового искусства. М. Искусство 1973г. 174 с., илл. твердый переплет, очень большой формат. Вес 1160г.

Статическое изучение процессов – всё равно, что изыскание мёртвых законов. Тоже самое касается изолированных друг от друга тем. Вот почему искусствоведам приходится совсем нелегко в своих изысканиях – зачастую им просто не хватает понимания исторического движения, и многие формы воплощения человеческого духа остаются для них загадкой. Иной раз это касается и историков. Когда в XIX в. начали научно разрабатывать историю искусства Возрождения, то всё предшествующее «trecento» и «quattrocento» тысячелетие назвали «Âges obscurs», «тёмными веками» веками мрака и ужаса, варварства. Долгое время средневековые искусства становились просто кривым отражением античной культуры – возьмём, например, книги Александра Ленуара (1762-1839). Символом средневекового мрака стала, в том числе, готическая архитектура, мрачноватая, суровая, со сводами, теряющимися в дальней выси, от которой отражаются раскатистые и меланхоличные звуки органа. Как вы помните, французские революционеры даже собирались снести с лица земли Нотр-Дам, один из главным памятников средневекового зодчества – настолько далеко зашла борьба со старым миром.

Впрочем, как мы помним, презрение к тяжёлому «варварскому» искусству имеет свои корни в самом Ренессансе, отсюда и название – «готическое», антитеза античному, в эпоху возрождённого Витрувия и прекрасных произведений Бруннелески и Браманте северная архитектура не почиталась. Это предубеждение стойко держалось в сознании образованного человека раннего Нового времени, если помните, даже Жан-Батист Мольер в одной из своих пьес прошёлся по безвкусице готики. С преодолением многих теней прошлого пришло новое понимание, появились труды Иоганна Вольфганга Гёте и Виктора Гюго, прославляющие гениальность средневековых архитекторов, потом пришла волна романтизма, возвёдшая её на пьедестал…

Ныне готическая архитектура служит своего рода символом Средневековья, его наиболее выдающимся наследием. Вспомним, например, что самая известная работа историка Жоржа Дюби именуется «Le Temps des Cathedrales» (1976), в которой он синхронизирует динамику социального изменения с развитием архитектуры – настолько ему показалось наглядным соотношение между ними. Действительно – каждый крупный город к северу от Альп стремился возвести титанический собор, символ покровительства Всевышнего, центр притяжения верующих, место их единения и общения с Богом, символ экономической и социальной мощи города, крепкого, как поддерживающие стены контрфорсы.

Готический собор – это место, где тебя сразу возносит к высокому потолку, где твой дух парит где-то в заоблачной выси, купаясь в разноцветных лучах Солнца, прошедших замысловатые узоры витражей, где твой взгляд приникает к пластике интерьера, скульптуры, барельефов, к алтарным триптихам, каждый из которых индивидуален. Снаружи собор всегда поражает своим гордым титаническим обликом, устремлёнными вверх шпилями, мощными стенами и контрфорсами, замысловатыми скульптурами и оригинальными тимпанами над порталами, где в камне изложена целая книга… Красиво, правда?

Несмотря на то, что для любителей архитектуры уже давно существуют книги К. Муратовой (1988) и Е. Юваловой (2001), а также хорошо иллюстрированное издание Н. Девятайкиной (2012), одно, более раннее издание имеет до сих пор важное значение. Ещё в 1973 г. Был выпущен небольшой альбомчик, посвящённый французской готической архитектуре, в котором обширное вступление – более сотни страниц - было написано искусствоведом Ольгой Лясковской (1892-1988), которую сложно было заподозрить в глубоких познаниях в средневековой архитектуре. Она всегда занималась русской классической живописью, я думаю, многим, кто интересовался отечественными художниками, знакомы её биографии Ильи Репина (1953, 1962) и В. Поленова (1946). И тут – настолько далёкий от привычного контекста материал, причём не живопись, а архитектура, скульптура и – что ещё более самобытно – витраж. Сложный и неподъемный пласт культуры, в котором не разберешься с одного кавалерийского наскока, тем более – искусствоведу, для которого собственный взгляд на предмет искусства куда важнее, чем его автор…

И в плане социального контекста автор действительно не может нам рассказать ничего слишком оригинального – всё по классике советского обществоведения, про феодальный строй и освобождение сервов, борьба городских комунн, и Крестовые походы, расширивших картину мира средневекового человека и придавших новый импульс его творческой активности. Всё по классике, всё это мы уже читали в десятках других работ.

Но всё меняется, когда речь заходит о самих соборах. Искусствовед Лясковская на удивление много места уделяет технической стороне вопроса, и немало страниц тратит на цех каменщиков. По крупицам автором (скорее всего, в литературе, но это вполне позволительно в этом случае) была собрана информация о деятельности архитекторов, геометров и каменщиков, возводивших соборы Сен-Дени, Шартра, Руана, как правило, не оставлявших после себя текстов. Титаническая работа по возведению соборов остаётся часто скрытой для нас, однако мы в самом камне можем видеть логику их труда, множество оригинальных решений, тонких расчётов. Страшно представить себе, сколько проделано работы по распределению нагрузки на стены и контрфорсы, насколько тонко рассчитывали огромные витражные розы фасадов, с каким трудом возводили, на головокружительной высоте, своды, как рассчитывали акустику зала, как подбирали колёр витражных стёкол, чтобы освещение было гармоничным и ровным… В условиях XII и XIII веков эти работы кажутся чем-то удивительным, и ты нисколько не удивляешься срокам строительства соборов, периодически встречающихся в них корректировках более поздних времён – настолько охватывает почтение перед созидательным трудом этих людей. Сохранились договора об оплате, о поставке материалов – но не чертежи, встречающиеся крайне редко. Немало страниц посвящено и витражному искусству – от трудоёмкого процесса изготовления цветного стекла нужной прозрачности и чистоты, до уже готовых оконных проёмов и роз, создающих впечатление рассказа евангельской истории, пропитанной символизмом.

Недаром соборы называют книгой в камне – следя за многочисленными иллюстрациями, которые занимают большую часть объема, мы можем заглянуть на её страницы. Пластика скульптур и барельефов иногда поражает, ещё до времён Возрождения в Европе были мастера, способные передать пластику движения, душевное состояние и тонкие черты индивидуальности, наглядно показывающей, что во времена, казалось бы, господства церкви, воин с еретиками и папской теократии было стремление к красоте и эстетике.

Наиболее интересны для меня вопрос, конечно же, развитие готики. И здесь у нас интересная точка зрения. Расцвет строительства французских готических соборов, по мнению автора, приходится на XII и XIII века, но уже в конце последнего они потихоньку начинают угасать. Даже само каменное кружево, затейливо покрывавшее эту книгу в камне, становится проще, и скульптура теряет своё изящество и красоту. Строительство соборов становится не культурным взрывом, по выражению Юрия Лотмана, а схемой, где окончательно сложились свои каноны и правила, которые ограничили то, что Лясковская называет «предельной искренностью». С огромным уважением она пишет о бригадах этих мастеров, которые, без особого надзора и указки, возводили архитектурные шедевры поразительной красоты.

Впрочем, не стоит сгущать краски. Когда Лясковская пишет о готике, то она имеет в виду «национальную», французскую готику, со своими специфическими инженерными и эстетическими решениями. К XV веку в Европе распространилась «пламенеющая готика», менее выразительная, но более яркая, имеющая более универсальный, даже интернациональный характер. Но это уже немного другая история.

P. S. Должен добавить, что Лясковская, как и многие искусствоведы, излагает своё индивидуальное и эмпатическое восприятие красот соборов, и в данном случае это является плюсом. Изучение форм эстетики должно сочетаться с чувственным восприятием искусства, с наслаждением созерцания. И это существенно помогает нам в восприятии содержащихся в альбоме памятников архитектуры. 


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.