История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Categories:

Фоссье Р. Люди Средневековья


Фоссье Робер. Люди средневековья. Серия: Сlio. Пер.с француз. Карачинского А.Ю.,Некрасова М.Ю.,Эгипти И.А. Спб. Евразия 2014г. 352с.,ил. Твердый переплет, обычный формат.
Что, в конечном счёте, является объектом внимания историка? Ответ простой и банальный – люди. Живые люди, живущие в своём времени и в своей среде, совершающие поступки, творящие вещи, культуру, картину мира… Об этом писал даже отец марксизма в одном из своих ранних сочинений. В общем, предмет – это люди в историческом движении, самоорганизовывающиеся на макро- и микроуровнях.
Впрочем, сколько бы не говорили о человеке как об объекте познания, по настоящему прорывным оказался именно тренд школы «Анналов», в лице прежде всего Люсьена Февра и Марка Блока. Они предложили историю как синтез наук о человеке, как попытку цельного взгляда на общество, состоящее из конкретных людей. Об этом уже писали неоднократно, в том числе и я сам.
Вопрос в другом. Наука – штука неоднородная, и поле для дискуссий слишком велико. Даже школа «Анналов» - далеко не монолит. Скажем, Жорж Дюби, о котором я писал в прошлый раз, только формально принадлежит к ней. Но есть и другие специалисты, которые даже умудряются бросить им своего рода вызов…
Очень жаль, что у нас не знают Робера Фоссье (1927-2012). Это автор одной из, пожалуй, самых интересных книг по социальной истории европейского Средневековья за последние полвека – «Детство Средневековья» (1984), посвящённую складыванию общинной системы во французской деревне эпохи «великих расчиток». Фоссье не пытается обозревать целые эпохи с высоты бреющего полёта, как Бродель и Шоню, не лезет в головы высоколобым интеллектуалам, как Ле Гофф и Дюби. Совсем нет. Его интересует сугубо конкретный человек – то самое «безвмолствующее большинство», о котором в своё время писал Арон Гуревич. И вот, в 2007 году он издаёт книгу под говорящим названием «Ces gens du moyen age», где предлагает, в лёгкой и популярной форме, поговорить об основном герое своих книг с позиции, скажем так, культурологии, или, вернее, «истории ментальностей».
…И тут же нанёс историкам - культурологам весьма существенный удар, заявив, что человек в своём ментальном облике куда более статичен, чем это провозглашал, скажем, Марсель Мосс. Фоссье указал на факт часто игнорируемый культурологами «классического» формата – что жизнь человека прошлого состояла не только из «картин мира» и способов мышления. Это существо – биосоциальное, причём приставка не зря стоит на своём месте. Человек точно так же, как мы, осязал, обонял, слышал, видел и вкушал. Разве он мёрз по иному, чем мы? А боль от укуса животного – она отличалась от нашей? Изменились ли фазы сна за эти века?
«Средний» человек средневековья не обсуждал в своей хижине у камелька схоластику Фомы, его, скорее всего, мало интересовали цены на шампанских ярмарках, так же как и сказания о доблестном рыцаре Парцифале. Урожай на полях, погода в грядущем сезоне, неведомо что скрывающая темнота соседнего леса – куда более актуальные заботы. Человек – слабое существо, беззащитное перед всесильной и опасной природой. В отношениях с окружающей средой человек практически никак не эволюционировал за долгие тысячелетия…
Впрочем, не будем обманываться – когда Фоссье исследует проблему «духовности», он находится вполне на волне «анналистов»… по большей части – Марка Блока. Те же самый источники, те же самые, проблемы – закон и ритуал, самоорганизация, искусство, вера. С одним исключением – автор нисколько не боится говорить об «общем». Человек средневековья – конечно, абстракция, о которой отрывками, весьма неохотно, говорят источники. Но Фоссье дал нам некоторые стороны его образа – стороны, которые можно корректировать, уточнять, а можно и оспорить.
Возможно, таким образом Арон Гуревич мог бы написать «Культуру безмолвствующего большинства», но не стал прибегать к обобщениям – не любил старик это дело. А Фоссье решился, и из под его пера вышел выдающийся обобщающий труд. Суть его проста – оглянитесь на самих себя, и попробуйте осознать, что же изменилось в вас за последние столетия. Ведь Средневековье так близко…
Tags: Историческая антропология, История Франции, Культурология, Медиевистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments