История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Семёнова Л. А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период


Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. М. Наука. 1990г. 248с. твердый переплет, обычный формат.
Турки – сельджуки нагрянули на берега Восточного Средиземноморья не то чтобы неожиданно, но весьма быстро и неотвратимо, как стихия. Они подчинили себе Багдад и сидящего в нём Аббасида, смели Бувайхидов и отбросили за Синай Фатимидов, знаменитая битва при Манцикерте решила судьбу византийцев в Малой Азии, вынудив их надолго уйти за Проливы… На несколько поколений утвердилась власть кочевых султанов и Атабеков, которые застали расцвет крестовых походов, и с переменным успехом воевали с франкскими варварами.
Сельджукидам в нашей историографии, да и в западной, не слишком повезло. Исследований о них всегда было мало, не в пример владыкам Османского бейлика, и связаны они чаще всего с крестоносцами. Китбуга, Алп-Арслан, Нур ад-Дин – какие ещё имена вспоминаются? Но это период в истории Ближнего Востока, и период немаленький. Сам факт того, что сельджуки были в основе своей кочевниками, привнёс им толику дурной славы – многие исследователи указывали на хозяйственный и политический упадок древних земель Ближнего Востока, на несла удар по их многовековому укладу.
Лидия Семёнова решила нанести удар по подобной концепции, и рассмотрела сельджукидское владычество на отдельно взятой территории. Территории, нужно сказать, немаленькой – Сирии, в широком смысле этого слова, включая Ливан, Палестину, верховий Тигра-Евфрата с Мосулом. Территории с древнейшими традициями сельской и городской жизни, со своей динамикой и человеческими группами, с диким конфессиональным составом. Даже если убрать фактор крестоносцев, территории и города, оставшиеся под владычеством Сельджуков (Алеппо, Дамаск и прочие) продолжали процветать. Многие институты и объединения существовали ещё со времён поздней античности, и сохранились в ту пору, если судить по тому, как взимались налоги. Торговый оборот также набирал обороты, по крайней мере, на суше, так как порты были заняты христианами. Что до кочевников, то они включились в хозяйственную систему захваченных земель, и снабжали продуктами своего производства города.
Семёнова красивыми красками нарисовала картину процветания и общего благолепия, несмотря на постоянные стычки как внутри самой сельджукской элиты, так и с внешним врагом – крестоносцами и шиитами-египтянами. Впрочем, подобная картина рисуется и в двух предыдущих книгах историка о Египте, несмотря на все заклинания о феодальном гнёте и классовой борьбе. Означает ли это предвзятость, слишком большую влюблённость в предмет исследования, исламскую цивилизацию? Впрочем, все приведённые данные по социально-экономическому строю Сирии говорят об этом же.
Бюрократия. Никуда не делась, сохранилась в самом лучшем виде. Разветвлённая система диванов, основная функция которых – контроль над сборами и ставками налогов, а также управление немалым войском и контроль над их икта.
Икта и прочее. Земельные пожалования, вернее, право на использование земель, например, по сбору налогов или просто для кочевания становится более сложным. Икта в праве Сельджуков стало наследственным, и могло иметь несколько уровней – основной его держатель (мукта) мог давать внутри владения свои икта. Отдалённо это напоминает феодализм, но имеет другую структуру, весьма сложную и неоднозначную, основанную на смеси разных традиций землепользования и собственности, на специфических племенных отношениях самих тюрок.
Конфессиональные и внеконфессиональные общины. Интересные факты вскрываются. Об аграрном строе крестьян мы знаем не много, в основном – связанное со сборами налогов, и с арендными отношениями. Это косвенно может говорить о замкнутости и большой степени самостоятельности трудовых коллективов. Здесь тоже нет следов общины – индивидуальный землевладелец мог вполне «работать» напрямую с наместником халифа и султана, а мог (и часто делал) через представителя коллектива (?) пагарха. Христианские и мусульманские коллективы жили по своим законам, и налог – всё, что связывало их с государством.
Религия. Эпоха Сельджуков – расцвет различных религиозных движений, как научно-философских, так и радикальных. Цвело суфийское движение, исмаилизм а своей батинитской форме (ассасины) также получил распространение в среде шиитов, росло количество медресе и философских школ. Это было время расцвета духовной жизни, развивались и науки, хотя центр арабской учёности перенёсся далеко на запад…
Семёнова нарисовала достаточно подробную и интересную картину жизни в одном из самых населенных регионов Ближнего Востока. Её взгляд интересен и необычен, в всем, кто интересуется средневековой историей, и историей государственных структур в принципе, следует к этой книге приобщиться.
Tags: Ближний Восток, Востоковедение, Ислам, Медиевистика, Политическая история, Социальная история, Феодализм, Экономическая история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment