История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Categories:

Конрад Н. И. Избранные труды. История.


Конрад Н. Избранные труды. История. Составитель Н.И.Фельдман-Конрад. М. Наука 1974г. 472 с., портр. Твердый переплет, Энциклопедический формат.
Николай Конрад (1891-1970) – личность очень примечательная, если не сказать – уникальная. Это человек редкой и насыщенной событиями биографии. Он представитель поколения востоковедов, которые до революции изучали японский и китайский языки, служа делу культурного контакта со странами Востока. Это был человек, в СССР занимавший очень приличные посты, и ни разу не пойманный за написанием доноса. Ярый коммунист, отсидевший 3 года за шпионаж. Убеждённый сторонник «пятичленки» и формационного подхода, защищавший своим веским мнением вольнодумцев Гуревича и Гумилёва…
Под конец жизни Конрад обменялся несколькими письмами с Арнольдом Тойнби (переписка опубликована здесь же). Удивительный факт – двое, казалось бы, непримиримых методолога – цивилизационист и марксист – практически сошлись в своих взглядах на исторический процесс, и остались полностью довольны друг другом. Парадокс?
Никак нет. Конрад остался верным своей методологии, так же, как и Тойнби. Смотрим: Тойнби в последнем томе своей знаменитой «The Study of History» писал о этапах общечеловеческого развития, на двух уровнях. Каждая цивилизация проходит определённые стадии развития, они, в свою очередь, выстраиваются в эволюционном прогрессе, к совершенству человечества в единой духовной цивилизации.
Конрад, хотя и являлся материалистом, размышлял в похожем ключе. Человечество проходит пять стадий социально-экономического развития, переход от одной формации к другой является продуктом развития производительных сил и производственных отношений. Чёткий, ясный и понятный закон. Однако, спрашивает Конрад, что скрывается за фасадом экономических перемен? Эволюция сознания также должна иметь чёткие и закономерные формы. Культура – не менее важный аспект истории, и он тоже заслуживает стать полноценным членом исторического процесса.
Несмотря на свою гигантскую эрудицию, Конрад остался прежде всего филологом, специалистом по истории культуры. Так и возникла теория поступательного развития культуры. Причём – культуры именно всего человечества. Конрад не делит мир на Запад и Восток – он говорит только о человечестве. Так, считает он, стиль «барокко» развивается параллельно и практически независимо в разных регионах планеты («О барокко»), наука «логика» так же параллельно возникает в Греции, Индии и Китае («Размышления об истории культурного и научного развития человечества»).
Отсюда вырастает и его теория «переходных периодов». По мнению Конрада, рост производительных сил сопровождается и резкой сменой парадигмы культуры, её скачком. Ими стали «Эллинизм» и «Ренессанс», которые развиваются по одним и тем же законам в которые вкладываются одинаковые смыслы – во всех регионах мира. В этом смысле Петрарка, Фирдоуси и Хань Юй являются «детьми Возрождения» - они, по мнению Конрада, несут одни и те же идеи антропоцентризма («О смысле истории», «Средние века в исторической науке», «Об эпохе Возрождения»).Человечество – единый организм, и культура является таким же элементом поступательного прогресса, как и общественные формации.
Вопросы, конечно, возникают. Несмотря на эрудицию Конрада, он явно «подтягивает» к своей концепции культурные явления разных цивилизаций. Он мыслит настолько общими категориями, что и вправду возникает впечатление о стройности и логичности концепции. Но действительно ли можно равнять европейское понятие «Ренессанс» и китайское «Фугу», которое испокон веку является конфуцианским принципом? Странно наблюдать некоторую поверхностность от такого сильного специалиста. И тем не менее, работа Конрада, достаточно самобытная и интересная, говорит о том, что даже советским псевдомарксизм можно использовать как работающую методологическую парадигму, если иметь подходящий творческий заряд и пытливый ум.
Конечно, видно, что расцвет Конрада пришёлся на сталинскую эпоху, у которой – свой стиль. Выражения вроде «автор в своей работе в целом верно определил суть явления» всё равно встречаются даже в работах этого историка-вольнодумца. Конрад не сомневается в первенстве марксисткой мысли, и его трудно заподозрить в лукавстве – слишком много в его идеях строится на этой философии.
Что ещё хорошего в сборнике?
«Древняя история Японии» - история Японского государства в раннее средневековье. Один из самых обстоятельных очерков, который включает в себя и политическую, и экономическую, и социальную историю. У нас многие научно-популярные труды опираются именно на этот небольшой текст.
«Надельная система в Китае», «Надельная система в Японии» - плод занятий социально-экономической историей. Анализ «Цзюнь Тянь Фа», «системы уравнительного землепользования», которая существовала в Китае и Японии несколько веков (III – VIII вв. – для Китая, VII – X – для Японии). При случае нужно будет посмотреть немарксистское толкование этого явления, но материал интересный. В какой-то момент власть решает перераспределить землю между всеми жителями своего государства, тем самым взяв себе полное право распоряжения ею. Уравнительный передел не очень вписывается в марксистскую концепцию истории, но он приходится, по мнению Конрада, на протофеодальный период, и заканчивается с полным торжеством феодализма. Самое интересное, что в Китае Конрад показывает процесс непрерывного развития, несмотря на все неурядицы истории этой страны в 1-м тыс. Чиновничество существовало независимо от верховной политической власти?
«Очерки по истории стран Восточной Азии в средние века» - курс лекций. Неплохой обобщающий материал для тех, кто начинает знакомится с историей этого региона.
В итоге – интересный сборник статей и лекций, как раз для любителей поразмышлять над смыслом истории. Думаю, здесь найдётся материал и для рефлексирующего историка, и для начинающего любителя истории Восточной Азии, обобщать которую Конрад умел как никто.
Tags: Востоковедение, История Японии, Компаративистика, Культурология, Марксизм, Медиевистика, Методология истории, Синология, Социальная история, Тотальная история, Формационный подход, Экономическая история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments