История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Categories:

Дэвис, Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века.


Как говорил в своё время мой любимый/нелюбимый Арнольд Тойнби? «Я всегда желал увидеть обратную сторону Луны». Конечно, он имел в виду некие процессы, которые скрываются под внешним слоем фактологической истории. Однако это выражение можно развернуть и по другому. Под слоем великих, эпохальных событий скрываются живые люди, которые существуют в этом мире как личности, индивидуальности, творящие свою историю, творящие свою судьбу. Может, далёкую эпоху можно более отчётливо разглядеть не с высоты птичьего полёта, а снизу?
Что мы представляем себе, когда говорим о XVII веке? Конечно, красную мантию кардинала Ришельё, кровавую бойню Тридцатилетней войны, Оливера Кромвеля с «Железнобокими», Алексея Михайловича со Стенькой Разиным. Однако весь ли это мир? Возьмём себе в помощники Натали Земон Дэвис, и посмотрим более пристально на оборотную сторону истории.
Твёрдо взяв нас за руки, Дэвис привела нас в страну Воображения, на пороге которой стоят три женщины. Они уже немолоды, повидавшие жизнь. Матери, вдовы, подвижники – каждая по своему проявляла себя. Они использовали всё, что могла дать им их эпоха, они старались открыть своё «Я» в тесных рамках своего, зачастую чрезмерно консервативного общества. Понять, кто они есть перед лицом Господа. И их половая принадлежность как-то уходит на второй план, когда ты понимаешь, что это – просто Личности, сильные и независимые.
Например, Гликль бас Иуда Лейб. Еврейка, которая после смерти мужа многие годы управляла его родовым делом, в кулаке держа всех своих родичей и отпрысков. Суровая и властная женщина, которая на удивление кротка в своём общении с Богом, посылающем постоянно воздаяние за её грехи. Для Гликль чистота перед Богом многое значит – ничуть не менее, чем чистота перед еврейской общиной. В то же время она пытается понять, каков окружающий её мир, она старается осознать своё место в нём, место вечных изгоев евреев и первопричину их бед.
Или Мари Гюйиар дель Энкарнасьон, монахиня ордена урсулинок. В раннем возрасте она оставила ребёнка ради любви к Богу, и перенаправила свою материнскую любовь на служение Ему. Она сорвалась с места, благостного Тура, в далёкую Канаду, чтобы обратить в христианство индейцев Америки – чистых, по её мнению, словно дети. Но это было частью её Личности, пусть и наиболее важной, но не единственной. Всю жизнь она постигала себя, постоянно от себя отказываясь. Она занималась самоанализом, вскрывая тайны своих взаимоотношений с Богом, пытаясь понять природу своей любви к окружающему миру.
А вот, кстати, несколько иной вариант – Мария Сибилла Мэриан. Также верующая и любящая Бога, также познающая. Но она воплощает себя по другому – взгляд Марии прикован к тварному. Пытливый взор этой женщины стремлён на насекомых, тайна рождения и эволюции которых приводили её в восхищение. Эта дама, которой восхищался сам Карл Линней, оставила после себя множество гравюр и зарисовок, книг и статей о мире насекомых, которые представлялись ей Чудом Божьим.
К чему всё это? Это явно не типичные представительницы своего времени, не «среднечеловеки». Гимн феминизму? Да нет. Героини, конечно, женщины, но это не так уж и важно – в конфликт с миром они не вступают, не сетуют, что он «мужской» - они следуют общим правилам игры.
Всё дело в том, что глазами этих женщин мы видим эпоху – с обочины, а не середины дороги. Мы видим колючий кустарник на окраине, выбоины и колдобины, бескрайние просторы там, где кончается асфальт. Видим нормальных, живых людей их глазами, пытаемся понять их вместе с авторами автобиографий.
И в тоже время мы видим Личностей. Сильных, неординарных, думающих. Которые оставили частичку себя в своих мемуарах. Разве это не наслаждение – коснутся жизни человека, который также, как ты, ходил по земле, дышал и размышлял о её природе – также как ты? Понимание – вот зачем написана эта книга, главное – это понимание, чужой культуры, чужого языка, чужого пола, чужой личности.
Кому стоит читать эту книгу? В принципе, всем. Это книга о жизни неординарных людей. О культуре их времени. Об осознании своего места в непростом и довольно жестоком мире. Жизни трёх дам очень поучительны. – всегда нужно стремится понять себя. И понять Другого.
Tags: Биография, Историческая антропология, История Нового времени
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments