История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Categories:

Уотт У. М. Влияние ислама на Средневековую Европу


Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. Перевод с английского. Ислам: взгляд извне СПб. Диля 2008г. 192 с. твердый переплет, обычный формат. (ISBN: 978-5-88503-692-4 / 9785885036924)
Что такое «Ренессанс» знают все. Искусство и философия античности, которые были возрождены силами гуманистов Италии, поднимавших из пепла призрак рухнувшей Римской империи. Ясно, что они читали произведения этих философов на греческом и латыни. Однако для того, чтобы постичь многие трактаты древности приходилось учить и арабский, и на этот факт почтенные гуманисты стремились тщательно не обращать внимания.
Для европейцев понять свои истоки – это очень важная проблема. Мифология, красной нитью проходящая сквозь европейскую историю, превращала их восточного антагониста – последователей Полумесяца – в кровожадных и похотливых дикарей. Так уж повелось, с тех времён, когда нужно было всему свету и самим себе доказывать превосходство своей веры. Однако так ли это на самом деле?
Мы уже немало знаем о культуре и науке, которые цвели в Золотой век ислама, ныне забытый. Когда европейские учёные открыли её, то впали в другую крайность – начали говорить о великой исламской цивилизации, которая породила, по сути, современную Европу, сохранив и приумножив античную науку и философию. Однако и впадения из крайности в крайность на пользу дела не шли.
Уолтер Монтгомери Уотт, профессор Эдинбургского университета, пытался в своей серии лекций найти золотую середину. С одной стороны, классические медиевисты смотрят на исламскую цивилизацию как на периферию истинно культурной Европы, востоковеды – наоборот. Уотт решил для начала показать достижения науки и философии на Ближнем Востоке и в Андалусе, а позже – написать, как это всё пришло в Европу.
Что вышло? Очень, очень и очень поверхностно, очень отрывочно. Я даже не могу сказать, что автор написал научно-популярный очерк – в нём не хватает обобщённости, обзорности. Скажем, когда Уотт рассматривает проблемы экономического взаимодействия Европы и Азии, он пишет прежде всего о Раннем Средневековье, аппелируя к авторитету Пиренна и не желая более подробно дать очерк истории торговли в более поздний период. История исламской философии также отрывочна и фрагментарна, всего несколько имён, между которыми практически не прослеживается связь. Самые лучшие фрагменты книги посвящены объекту исследования Уотта – исламскому Андалусу, Испании. Автор хорошо осведомлён именно о развитии взаимодействия цивилизаций на Пиренейском полуострове, посвящая много страниц именно андалусской науке и искусствам. Достаточный объём страниц посвящен и Реконкисте. Также и с философией – Уотт довольно много пишет о влиянии Ибн Рушда из Кордовы (Аверроэса) на европейскую философию, частности – на Фому Аквинского и – особенно – на Сигера Брабантского.
Конечно, эту книжку, кстати, небольшую по объёму, прочитать можно – она очень лёгкая, и достаточно информативная. Целостности и концептуальности ей, конечно, не хватает, это факт. Курс лекций вышел в 1972 г., и за это время вышло немало книг, посвящённых взаимодействию Европы и Азии. Скажем, на русском языке выходила книга Ф. Кардини «Европа и ислам. История непонимания», которая весьма обстоятельно рассматривала многие проблемы взаимодействия цивилизаций. Лучше прочитайте её – для первоначального ознакомления с проблемой она более чем годится. Книга же Уотта… недурна. Но явно не более того. Для лёгкого чтения она годится, для того, чтобы собрать какую-то полезную информацию – только любителям истории средневековой Испании, да и то начинающим.
Tags: Востоковедение, Ислам, История крестовых походов, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment