История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Categories:

Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее Средневековье. Становление средневекового общества


Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества. М. Наука 1985г. 224 с. твердый переплет, увеличенный формат.
Нынешний директор Эрмитажа – примечательная личность, во всех отношениях. Это второй представитель династии Пиотровских, занимающих эту должность, причём – одарённый не в меньшей степени, чем отец. Не думаю, что стоит напоминать, кто такой Борис Пиотровский – известный археолог и востоковед, общественный деятель, многие годы посвятивший себя науке. Как оказалось, его сын тоже не лыком шит. Конечно, авторитет отца многое мог сделать для продвижения юного Михаила Борисовича, однако даже с ним окончить с отличием отделение арабского языка, а потом устроиться работать переводчиком в арабских странах достаточно тяжело. Эпоха, изучаемая отцом, Михаила не интересовала – его исследовательская мысль устремилась в Средневековье, а пытливый взгляд выхватил особый культурный регион, имеющий богатую и непростую историю – Йемен.
Одна из древних цивилизаций Востока располагалась именно там. Этот регион был изолирован от остального материка пустынями и хребтами Неджда и Хиджаза, однако был открыт всем морским путям. Йемен, в частности город Аден, принимали у себя корабли Индии, Персии, Египта, и служил своеобразным перекрестком культуры между другими цивилизациями, и находился под сильным влиянием их.
Пиотровский, следуя питерской школе арабистики, изучал прежде всего социальные структуры общества. Дело в том, что Йемен сохранил свою структуру вплоть до современности, и это общество – устойчиво, несмотря на многоукладность. Именно складывание общества и описал Пиотровский, пытаясь восстановить его основные черты. Дело совершенно непростое. Йемен образовался на обломках Химйаритского государства, когда в VI веке не самое слабое христианское государство Ближнего Востока (пусть даже и являющееся объектом постоянного «внимания» Аксума и Персии) попросту рухнуло, прекратив своё существование. Летописей и хроник сохранилось всего ничего. Поэтому источниками стали доисламская поэзия, памятные надписи, данные, извлечённые из Корана, хадис, более поздних арабских сочинений, актовые материалы кое какие… Неверный материал, хрупкий, поэтому выводы Пиотровского весьма условны, и являются скорее синтезом немногочисленных сведений о далёком прошлом.
Итак? Да, атрибуты власти сохраняются – есть малик со своей администрацией (кайлей – наместники, военные (mqtv и mhrg), знать (mr’s), административное чиновничество, состоящее из потомков персов (абна’), существуют категории податного населения (ра’ийа). Но в тоже время это общество отнюдь не является полностью огосударствлённым (ещё раз к вопросу о полумифической «восточной деспотии»). В течении многих веков уже существовала форма самоорганизации йеменцов – так называемый ша’б – нечто вроде территориальной общины. Вне всякого сомнения, глава ша’ба являлся также и государственным служилым, но это не меняет факта его общей автономии. Это и стало основной ячейкой общества. По мере того, как с севера проникали арабы-скотоводы, осёдлые жители вступали с ними в особо тесные анклавные отношения. Подобный анклав осёдлого и кочевничего элементов именуется каба’ил, и их сеть является наиболее устойчивой йеменской структурой. Ещё один интересный элемент – город. Он является также одной из форм существования ша’ба, с определённой долей ремесленных и торговых прослоек. Он имел довольно высокую долю самоуправления, что, как правило, редко приписывается «классическому» Востоку, и в нём даже не всегда присутствовал наместник (‘qb).
Таким образом, по описанию Пиотровского, Йемен выходит преинтереснейшей социальной структурой, и в дальнейшем, опять же, по его реконструкции, там сложилась система, отдалённо напоминающая варновый строй Индии. Система невероятна устойчива и живуча, она основана на непосредственных социальных связях, возникших ещё до торжества ислама, и продолжает жить много веков. Возможно, это связано с тем, что Йемен находился в стороне от великих потрясений, сотрясавших Ближний Восток и окрестности, но факт остаётся фактом. Впрочем, Пиотровский вовсе не собирается, как кажется, делать громкие выводы о социальной структуре этого общества. Специфика источников такова, что любая реконструкция прошлого достаточно условна, и делать выводы на таком неверном материале – очень трудно. Поэтому, без сомнения, книгу прочитать стоит, это интересная реконструкция социального через многосоставной источниковедческий анализ. Единственное, что бросается в глаза – это отсутствие концепции по отношению к материалу, в целом же работа заслуживает весьма высокой оценки.
Tags: Востоковедение, Ислам, История Аравии, Медиевистика, Политическая история, Социальная история, Экономическая история.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments