История - нескончаемый спор (alisterorm) wrote,
История - нескончаемый спор
alisterorm

Category:

Акимушкин О. Ф. Средневековый Иран


Акимушкин О.Ф. Средневековый Иран. Культура. История. Филология. Серия:Восток:Общество, культура, религия. СПб Наука 2004г. 404 с. твердый переплет, Обычный формат.
В отношении к остальному миру, даже к «своему», мусульманскому, страна Иран занимает особое положение. С одной стороны, это наследница древних культур Фарса, с другой – оплот шиизма, не сломленный ни аббасидскими халифами, ни турецкими султанами. Персия схлёстывалась в страшных сражениях с канувшими в лету античными греками и римскими легионами, не до конца покорилась власти Дамаска и Багдада, боролась многие века с монгольскими захватчиками и турецкими янычарами, и даже поставленная на колени и распиленная на части Великими Державами, ответила Исламской революцией. В общем, такая же уникальная «цивилизация в цивилизации», как и Россия. Стоит ли говорить, что немало востоковедов обращают особое внимание на эту землю, и выделяют её из комплекса исламского мира.
И вот на нас смотрит книжечка, которая привлекает внимание уже своим названием: «Средневековый Иран». Станет ли она для нас помощником в изучении этой страны, сможем ли мы с её помощью постичь различные грани её истории? Давайте сначала обратимся к личности автора. Итак, Олег Акимушкин (1929-2010) – сотрудник питерского отделения Института Востоковедения РАН, который долгое время работал, в числе прочего, экспертом в области рукописной книги, и являлся признанным во всём мире специалистом… даже не по источниковедению, а именно по текстологии, то есть науки, изучающей саму структуру текста. Перед нами – сугубый прикладник, который свою жизнь посвящал конкретным исследованиям вполне конкретного материала. Вопрос: каким же образом подобный матёрый специалист смотрел на историю Ирана сквозь призму своей весьма специфической научной деятельности?
Эта книга представляет из себя сборник статей – Акимушкин явно не был любителем широких и пространных тем, предпочитая внимательность и дотошность. И самым крепким орешком станут его статьи по текстологии. Глубокое изучение рукописей включает в себя рассмотрение шрифта, индивидуальных особенностей каллиграфа, количество списков рукописи, миниатюры, отличия списков одного и того же текста, специфика разных редакций, и так далее. Акимушкин непосредственным языком старого спеца говорит об отдельно взятых источниках, авторах и художниках, большая часть имён которых неизвестна не то что стороннему читателю, но даже тому, кто считал себя неплохо осведомлённым об истории Востока. Кстати, одна из особенностей работ Акимушкина – внимание к создателям рукописей, к каллиграфам и художникам, их биографии. Они представляли из себя особую творческую среду, своего рода прослойку интеллигенции в обществе, которые часто работали с шахами.
При всём уважении к почтенному труду востоковеда, я эти статьи просматривал очень быстро, просто знакомясь с их содержанием, стремясь понять, «пойдёт» она у меня сейчас, или нет. Большая часть специальных изысканий была мною попросту пропущена. Другое дело – когда в статьях внезапно появлялся живой человек. Например, настоящая жемчужина сборника – статья «Вдохновенный из Рума», описывающая биографию поэта-мистика Руми (1207-1273), автора знаменитой поэмы «Маснави», второй по значимости персидской поэмы после «Шахнамэ». Другой пример – краткая биография Мир Имада из Казвина, придворного каллиграфа. Судьбы живых людей, живших столетия назад, всегда интересны, и Акимушкин не стал зацикливаться на чисто профессиональных темах, уделяя должное внимание творцам его предмета изучения.
Попутно замечу, что в понимании текстолога «Иран» - очень широкое определение, чисто культурное, включающее в себя широкий ареал – от Анатолии до Инда и Кашгара, от Индийского моря до Аральского. Недаром немногочисленные статьи Акимушкина по политической истории практически все посвящены истории Мавераннахра, то бишь современной Средней Азии. К глубокому несчастью, автор не рассказывает нам увлекательных экскурсов о государствах этого региона, предпочитая разбирать узкие, казуальные явления в одному ему известном контексте. Так, очень обстоятельно и подробно Акимушкин разбирает обстоятельства связи Великих Моголов со среднеазиатскими правителями в XVI-XVII вв., сразу швыряя читателя в омут династийных противоречий и племенных связей, контекст которых не слишком ясен. Пишет он и о Чагатайском Улусе, о котором давно уже хотелось узнать поподробнее… однако ограничивается хронологией его правителей-мусульман, не став делать общий экскурс… В общем, вновь – сугубо специальные статьи, содержание которых подсказывали опять же рукописные источники, которые анализировал историк в своих работах.
В общем, перед нами – очень специфический сборник статей, которые не предназначены для широкого читателя. Эту именно узкопрофильные работы, созданные с расчётом на востоковедов-иранистов, продолжающих дело автора на ниве изучения литературной и рукописной традиции персидских авторов. Вряд ли кого-то, кроме них, особо заинтересуют большая часть статей, опубликованных в этом сборнике.
Tags: Биография, Востоковедение, Ислам, История Ирана, История культуры, Медиевистика, Филология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments